Феодосия — город нетипичный даже по части библиографии. Вряд ли найдётся у нас ещё такое муниципальное образование, истории которого было бы посвящено столько книг. Причём, речь не только о кратких путеводителях, какие издаются почти по всех туристических местностях, а именно об обстоятельных исследовательских работах. Ярчайший пример — справочник «Кто был кто в Феодосии», выпущенный в свет несколько лет назад Институтом русской литературы РАН (Пушкинский дом) в Санкт-Петербурге. Справочники о знаменитых земляках и гостях родного города печатаются во многих муниципалитетах, но чтоб это было серьёзное академическое издание — пожалуй, такое есть только про Феодосию.
И отрадно, что феодосийская библиография продолжает пополняться. Так, в конце прошлого года Крымским Медиацентром им. И. Гаспринского была издана ещё одна книга о Феодосии — исследование А.Е. Крымского (Петрова) «Дуранте (Стойкие)», посвящённое истории итальянской купеческой фамилии Дуранте, оставившей, как говорится, заметный след в истории города, а, соответственно — и русской художественной культуры XIX – первой трети веков. В силу ограниченности тиража книга вряд ли окажется в широкой продаже (мне посчастливилось получить её в подарок от автора минувшей осенью на фестивале итальянской культуры в Симферополе, в республиканской библиотеке им. Ивана Франко), однако она уже поступила в основные библиотеки страны, так что вполне доступна для всех интересующихся.
О тесных связях семейства Дуранте с художниками Айвазовским, Богаевским, Волошиным и Куинджи хорошо известно и написано немало. Однако, что касается самой семьи и судеб её отдельных представителей исследователям до сих пор приходится полагаться в основном на отдельные зафиксированные в мемуарах полулегендарные сведения. Автором впервые в крымоведческой литературе предпринята попытка проследить историю семьи Дуранте системно, на основании архивных материалов, и уже поэтому книга безусловно заслуживает внимания.
Большой интерес представляют опубликованные в книге документы о назначении Густава Дуранте итальянским консульским агентом в Феодосии и о разделе его имущества наследниками, о приведении Дуранте к присяге на русское подданство, письмо Густава Дуранте офицеру корвета папского флота Immacolata Concezione Эдуарду Лева, сведения о сохранившихся постройках, ранее принадлежавших Дуранте, многочисленные фотографии и другие материалы.
Увы, даже при первом ознакомлении бросается в глаза большая поспешность при подготовке издания, на что, впрочем, указывает и сам автор. Книга создавалась как раз в тот период, когда архивы постоянно закрывались на карантин в связи с пандемией коронавируса, а в Крымском госархиве к тому же происходила долгожданная реконструкция. Этим и обусловлена заметная отрывочность собранных и представленных автором сведений, которая, надеюсь, будет устранена им в ходе дальнейшей исследовательской работы.